Министерство образования Российской
Федерации
Нижегородский государственный университет им.
Н.И.Лобачевского
"УТВЕРЖДАЮ"
Декан радиофизического факультета
профессор ___________ С.Н.Гурбатов
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
курса
"Акустика океана"
по направлению подготовки 511500 "Радиофизика"
и по магистерской программе 511505- Акустика
(цикл специальные дисциплины)
Н.Новгород - 2001
1. Организационно-методический раздел.
Программа предназначена для
подготовки дипломированных специалистов по
направлению подготовки 511500 "Радиофизика" и
по магистерской программе 511505- Акустика (цикл
специальные дисциплины). Курс "Акустика
океана" читается в 8 и 9 семестрах. Он
базируется на знаниях студентов, приобретенных в
курсах общей физики, математического анализа,
дифференциальных уравнений, общей акустики,
механики сплошных сред, теории колебаний и волн.
Цель преподавания дисциплины -
изучение физических основ распространения
звуковых волн в океане. Основное внимание при
чтении лекций уделяется наглядной интерпретации
основных принципов анализа явлений в
океанической среде при использовании
максимально простых методов решения
рассматриваемых конкретных задач.
В процессе изучения дисциплины
студенты должны преобрести элементарные знания
по теоретическим основам океанологии и по
основным методам расчета полей
гидроакустического типа в неоднородных средах.
От студентов требуется умение делать несложные
оценки применительно к реальным физическим
ситуациям.
В результате изучения данной
дисциплины студенты наряду с фундаментальной
подготовкой должны приобретать специальные
знания, необходимые для работы в качестве
радиофизиков-исследователей в специальных и
отраслевых НИИ, соответствующего профиля.
2. Содержание курса.
1. ФИЗИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОКЕАНА, ВЛИЯЮЩИЕ НА АКУСТИЧЕСКИЕ ПОЛЯ1.1. Введение. Акустика океана как
отрасль океанологии: прямые и обратные задачи.
1.2. Неоднородность океанической среды.
Физические свойства морской воды.
1.3. Стратификация океана. Типичные вертикальные
профили скорости звука и соле-ности. Формула
Медвина. Различные способы измерения скорости
звука в морской среде.
1.4. Затухание и рассеяние звука в море.
Коэффициент затухания. Формулы Шулкина-Марша,
Торпа, Киблуайта, Шихи-Холи.
1.5. Физические характеристики поверхности и дна
океана, влияющие на распространение звука в
морской среде.
1.6. Крупномасштабные неоднородности океана.
2.1. Уравнение Гельмгольца. Плоские и
сферические волны.
2.2. Рефракция лучей в слоистой среде: закон Снеля,
радиус кривизны и кривизна луча. Трехмерная
рефракция.
2.3. Траектория луча в плоскослоистой среде.
Кусочно-линейная аппроксимация скоро-сти звука.
2.4. Интенсивность звука, фактор фокусировки,
каустики.
2.5. Геометроакустическое приближение: уравнение
переноса и уравнение эйконала. Приближение ВКБ
для плоскослоистой среды.
3.1. Коэффициенты отражения и
прозрачности на границе двух жидких сред.
3.2. Отражение плоской звуковой волны от жидкого
слоистого дна.
3.3. Звуковое поле точечного источника,
расположенного вблизи свободной поверх-ности.
3.4. Поле точечного источника, расположенного
вблизи дна. Разложение сферической волны на
плоские волны.
3.5. Боковая волна. Отражение от
слоисто-неоднородного пространства. Каустики.
4.1. Лучевое представление поля
точечного источника в однородном изоскоростном
слое. Понятие "мнимых" источников.
4.2. Интегральное представление поля в слое.
4.3. Представление поля в слое в виде нормальных
мод. Коэффициенты возбуждения. Затухающие и
распространяющиеся моды. Концепция Бриллюэна.
4.4. Связь между различными представлениями поля в
однородном волноводе
4.5. Распространение звуковых волн в двуслойной
жидкости (волновод Пекериса)
5.1. Модель глубокого моря. Канонический
подводный звуковой канал.
5.2. Простейшая лучевая теория ПЗК. Коэффициент
захвата энергии в ПЗК.
5.3. Выражение для поля точечного источника в ПЗК в
виде суммы нормальных волн.
5.4. Интегральное представление поля в ПЗК.
6.1. Метод поперечных сечений.
Адиабатическое приближение. Примеры
исполь-зования лучевого инварианта.
6.2. Метод Барриджа-Вайнберга - горизонтальные
лучи и вертикальные моды. Звуковое поле в
клиновидной области.
6.3. Метод параболического уравнения.
Темы лабораторных занятий по курсу.
Студенты в течении 8,9 семестров выполняют по 3 лабораторных работы из выше перечисленного списка.
3. Распределение часов курса по темам и видам работ.
N |
Наименование |
Всего |
Аудиторные занятия |
Самостоятельная |
||
Лекции |
Практические занятия |
Лабораторныее занятия |
||||
1 |
15 |
10 |
5 |
|||
2 |
18 |
12 |
6 |
|||
3 |
36 |
12 |
12 |
12 |
||
4 |
47 |
14 |
24 |
19 |
||
5 |
36 |
12 |
12 |
12 |
||
6 |
24 |
8 |
4 |
|||
ИТОГО: |
174 |
68 |
48 |
58 |
4. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля.
Итоговый контроль: зачет в конце 8 семестра, экзамен в конце 9-го семестра.
5. Учебно-методическое обеспечение курса.
5.1. Рекомендуемая литература (основная).
5.2. Рекомендуемая литература (дополнительная).
Составитель программы:
Доцент Н.В.Прончатов-Рубцов