Министерство образования Российской
Федерации
Нижегородский государственный университет им.
Н.И.Лобачевского
"УТВЕРЖДАЮ"
Декан радиофизического факультета
профессор ___________ С.Н.Гурбатов
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
курса
"ЧИСЛЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В ОПТИКЕ"
для направления подготовки дипломированного
специалиста
511500 - Радиофизика
и для специальности
013800 - Радиофизика и электроника
Н.Новгород - 2001
1. Организационно-методический раздел
Программа предназначена для
подготовки специалистов по радиофизическим
специальностям "Радиофизика и электроника",
"Фундаментальная радиофизика и физическая
электроника". Курс "Численный эксперимент в
оптике" читается в 9 семестре и является
разделом, дополняющим курс теоретической физики.
Он базируется на знаниях студентов,
приобретенных в курсах общей физики,
математического анализа, дифференциальных
уравнений, численных методов и программирования.
Курс базируется на теоретических
сведениях, полученных студентами из общих курсов
программирования и вычислительной математики,
электромагнитных волн, спецкурса "Физическая
оптика" (раздел: волновые процессы в
нелинейных средах). Для усвоения курса
"Численный эксперимент в оптике" необходимо
также твердое знание основных разделов курсов
общей физики, теории волн, математического
анализа, высшей алгебры, дифференциальных
уравнений, математической физики.
Целью курса является формирование у
студентов навыков использования компьютера для
моделирования поведения различных физических
систем. При этом основное внимание уделяется
важности численного эксперимента в процессе
анализа физических механизмов.
В результате изучения курса студенты должны знать:
2. Содержание курса
I. Введение
Численный эксперимент; его место в научных исследованиях. Компьютер как средство моделирования. Принципы построения вычислительной модели физического явления. Примеры постановки математических задач в теории волн. Дискретная модель как длинноволновое приближение сплошной среды. Законы сохранения для приближенных уравнений нелинейной оптики; их значение в численном эксперименте. Классификация квазилинейных уравнений в частных производных второго порядка. Основные группы численных методов: вариационные, спектральные, разностные.
II. Вариационные методы реализации численного эксперимента
Математическая постановка задачи минимизации функционала. Метод наименьших квадратов. Энергетический метод. Метод Ритца. Метод Галеркина (проекционный метод). Понятие о методе конечных элементов.
III. Быстрое преобразование Фурье (БПФ) как спектральный метод решения задач вычислительной физики
Конечное дискретное преобразование Фурье и его свойства. Эффект наложения частот. Алгоритм БПФ. БПФ как прямой метод решения уравнений в частных производных. Искажение спектра при использовании конечно-разностных операторов.
IV. Основные понятия метода конечных разностей
Место методов конечных разностей в численном эксперименте: их универсальность и многообразие. Конечно-разностные уравнения. Шаблон на пространственно-временной сетке. Методы составления разностных схем. Способы написания разностных краевых условий. Понятие о погрешности аппроксимации, согласованности, устойчивости и сходимости конечно-разностных методов. Обзор основных методов решения систем разностных уравнений. Метод прогонки.
V. Конечно-разностные схемы для уравнений переноса
Построение консервативных схем методом интегро-интерполяционного баланса. Спектральное исследование устойчивости конечно-разностных схем. Физическая интерпретация критерия устойчивости Куранта-Фридрихса-Леви. Диффузия (аппроксимационная вязкость) и дисперсия пространственных гармоник на разностной сетке. Схема Лакса. Схемы бегущего счета. Нелинейная монотонная схема второго порядка точности. Квазилинейное уравнение переноса; разрывы. Введение математического затухания; квадратичная псевдовязкость. Нелинейные схемы. Возможность обобщения схем на многомерный случай.
VI. Методы конечных разностей для параболических уравнений
Семейство неявных схем свесами для одномерных задач. Схема Кранка-Николсона. Трехслойные схемы: неявная, Ричардсона, Дюфорта-Франкела. Схема бегущего счета. Сравнительная характеристика схем. Построение консервативных схем для задачи с переменными коэффициентами. Наилучшая схема. Квазилинейные уравнения. Алгоритмы решения с линеаризацией. Возможности обобщения схем на многомерные случаи. Схема переменных направлений.
VII. Конечно-разностные методы решения эллиптических уравнений
Прямые методы решения. БПФ. Сведение задачи о стационарном поле к эволюционной для параболического уравнения с произвольными начальными условиями. Итерационные методы как разновидность счета на установление.
VIII. Конечно-разностные схемы для волнового уравнения
Явная схема типа "крест". Неявная девятиточечная схема с весами. Двухслойные акустические схемы для системы двух уравнений первого порядка.
IX. Методы расщепления как универсальный способ решения многомерных эволюционных задач
Понятие о суммарной аппроксимации. Метод расщепления, основанный на неявных схемах первого порядка точности. Метод покомпонентного расщепления на основе схем Кранка-Николсона. Общая формулировка метода расщепления на основе многослойных схем. Методы двуциклического покомпонентного расщепления. Обобщение на случай квазилинейных задач. Методы расщепления с факторизацией операторов. Неявная схема расщепления с приближенной факторизацией. Схемы неполной факторизации. Метод стабилизации. Метод предиктор-корректор. Метод переменных направлений. Метод стабилизирующей поправки. Примеры применения методов расщепления к многомерным гиперболическим уравнениям. Схемы стабилизации и приближенной факторизации для уравнения колебаний. Локально-одномерные схемы. Схемы расщепления для интегро-дифференциального уравнения переноса.
3. Распределение часов курса по темам и видам работ
N |
Наименование |
Всего |
Аудиторные занятия |
Самостоятельная |
|
Лекции |
Практические занятия |
||||
I |
2 |
2 |
- |
- |
|
II |
6 |
4 |
- |
2 |
|
III |
6 |
4 |
- |
2 |
|
IV |
6 |
4 |
- |
2 |
|
V |
6 |
4 |
- |
2 |
|
VI |
9 |
6 |
- |
3 |
|
VII |
3 |
2 |
- |
1 |
|
VIII |
3 |
2 |
- |
1 |
|
IX |
19 |
12 |
- |
7 |
|
ИТОГО: |
60 |
40 |
- |
20 |
4. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля
Текущий контроль: работа в терминал-классе по созданию моделирующих программ.
Итоговый контроль: зачет в конце семестра.
5. Учебно-методическое обеспечение курса
5.1. Рекомендуемая литература (основная)
5.2. Рекомендуемая литература (дополнительная)
Составитель программы:
доцент В.А.Вдовин