Министерство образования Российской
Федерации
Нижегородский государственный университет им.
Н.И. Лобачевского
"УТВЕРЖДАЮ"
Декан радиофизического факультета
профессор ___________ С.Н. Гурбатов
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
спецкурса
"Динамические процессы в нейроноподобных
системах"
(преобразование и генерация потоков информации)
для специальности
071500 - Радиофизика и электроника
для направления подготовки магистров
511500 - "радиофизика"
по специальности 511501 - Нелинейные колебания и
волны
Н. Новгород - 2001
1. Учебные цели курса.
Изучение методов качественного описания пространственно - временных процессов в нейроноподобных системах. Рассмотрение базовых алгоритмов преобразования информационных потоков (изображений) в нейроноподобных системах.
2. Учебные задачи курса.
3. Дисциплины, изучение которых необходимо для усвоения курса.
Математическая физика (теория параболических уравнений в частных производных).
В процессе изучения курса студенты должны освоить следующие темы:
4. СОДЕРЖАНИЕ СПЕЦКУРСА
"Динамические процессы в нейроноподобных
системах"
(преобразование и генерация потоков информации)
Программа курса
Лекция 1.
1. Введение: описание основных разделов курса. "Базовые" модели. Варианты классификации моделей однородных нейроноподобных систем - примеров сложноорганизованных однородных неравновесных сред. Примеры структур активности в неравновесных физических, химических, биологических системах.
Лекция 2.
2. Строение и основные функциональные
свойства нейронов. Вывод модели для однородной
системы из возбуждающих и тормозных нейронов.
Примеры структур РД в коре головного мозга,
сетчатке глаза, Реакция БЖ (краткая история ее
открытия), волны в сердце, волны в химическом
синтезе, матрицы процессорных элементов и т.п..
Модель диффузионной системы.
Лекция 3.
3. Методы описания характерных пространственно-временных режимов. Описывается подход для получения характерных решений математических моделей неравновесных сред (среды с диффузионной связью, нейроноподобные среды) на основе описания: а) стационарных решений; б) параметров устойчивости стационарных решений; в) особенностей переходов от менее устойчивых к более устойчивым решениям. Примеры качественных характеристик для описания возможных решений в диффузионной и нейроноподобной моделях (варианты моделей 1-го уровня).
Лекция 4.
4. Стационарные фронты и переходные процессы в диффузионной системе. Континиум и дискретный набор скоростей распространения волн. Сопоставление решений в разных моделях. Фронты переключения. Переходные процессы в диффузионной системе. - 2 часа.
Лекция 5.
5. Зависимость скорости от медленной переменной. Нейроноподобные модели. Детали вывода балансных уравнений для однородной сети из возбуждающих и тормозных нейронов. Исследования новых автоволновых решений и их переходов друг в друга. Примеры структур активности в неравновесных физических, химических, биологических системах. Неподвижные импульсные структуры.
Лекция 6.
6. Фронты с одним и многократными переключениями. Импульсные решения. Динамика структур в среде с немонотонной нелинейностью и ряд других режимов.
Лекция 7.
7. Процессы деления фронта, условия возникновения источников волн. Ведущие центры в химических реакциях. (Примеры структур РД в коре головного мозга, сетчатке глаза, Реакция БЖ (краткая история ее открытия), волны в сердце, волны в химическом синтезе, матрицы процессорных элементов и т.п.).
Лекция 8.
8. Пространственные структуры в двумерных неравновесных средах. Ревербераторы и модели сердечных аритмий, фибрилляции.
Лекция 9.
9. Режимы расфазировки релаксационных автоколебаний. Неподвижные импульсные структуры. Особенности режимов импульсного взаимодействия. Пульсирующие импульсы. Особенности взаимодействия пульсирующих импульсов.
Лекция 10 -11.
10. Рассмотрены варианты использования
полученных решений при исследованиях и
качественном объяснении режимов поведения
следующих сложноорганизованных систем:
а) Пространственно-временной активности в
нейронных ансамблях (сопоставление с известными
данными);
б) Процессы образования структур в простейших
моделях экономических систем.
11. в) Модельный вариант системы, имитирующий
параллельную обработку потоков видеоинформации
и принятия решений по прецедентам на основе
распределенных вычислительных сред.
г) Описание алгоритмов выделения характерных
"препаратов" в блоках системы с
"мелкозернистой" структурой.
Лекция 12-14.
12. Примеры преобразования
информационных потоков в неравновесных системах
13. Набор схемных моделей 2-го и 3-го уровней (схемы
для преобразующихся потоков информационных
сигналов). Самоподобие процессов на разных
уровнях иерархии неравновесных систем и моделей
для их описания.
14. Нейроноподобные модели ассоциативного типа
Лекция 15-16.
15. Формирование перестраиваемой
архитектуры системы принятия решений на
"крупнозернистом" уровне и особенности режимов
работы такой системы.
16. Описание особенностей работы систем
кодирования и идентификации реальных
изображений (дактоотпечатки, руки, клетки
биотканей и т. п. ).
Лекция 17.
Вариант классификации базовых моделей
1-го уровня (схемы для сосредоточенных, уравнения
для распределенных систем). Рассмотрение набора
качественных характеристик для описания
возможных решений базовых моделей 1-го уровня.
Схема компоновки данных об АВП на основе
нейроноподобных моделей 2-го и 3-го уровней.
5. Распределение часов курса по темам и видам работ.
N |
Наименование |
Всего |
Аудиторные занятия |
Самостоятельная |
|
Лекции |
Практические занятия |
||||
I |
9 |
6 |
3 |
||
II |
9 |
6 |
3 |
||
III |
9 |
6 |
3 |
||
IV |
15 |
10 |
5 |
||
V |
9 |
6 |
3 |
||
ИТОГО: |
51 |
34 |
17 |
6. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля.
Итоговый контроль: экзамен в конце семестра.
Литература
Составитель программы:
в.н.с. ИПФ РАН, д.ф.м.н. В.Г. Яхно