Министерство образования Российской Федерации

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра
В.Д.Шадриков
28.09. 2001 г.
Регистрационный номер
____________________

Государственный образовательный стандарт послевузовского профессионального образования
по отрасли Физико-математические науки
Присуждаемая ученая степень
кандидат физико-математических наук

Вводится с момента утверждения

Москва 2001

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
    ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОТРАСЛИ
    ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ

1.1. Государственный образовательный стандарт послевузовского профессионального образования (далее - ГОС ППО) по отрасли Физико-математические науки сформирован в соответствии с приказом Минобразования России от 11.04.2000 N 1062 "Об утверждении макета государственного образовательного стандарта послевузовского профессионального образования по отраслям наук".

1.2. Ученая степень, присуждаемая выпускнику аспирантуры после ее окончания и успешной защиты квалификационной работы (диссертации на соискание ученой степени кандидата наук), - кандидат физико-математических наук.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (далее - подготовки аспиранта) по отрасли Физико-математические науки при очной форме обучения составляет 3 года.

Нормативный срок подготовки аспиранта по отрасли Физико-математические науки при заочной форме обучения составляет 4 года.

В случае выполнения индивидуального плана работы аспиранта и успешной защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук аспиранту присуждается искомая степень независимо от срока обучения в аспирантуре.

1.3. Цели аспирантуры

Целями подготовки аспиранта, в соответствии с существующим законодательством, являются:

Квалификационная характеристика выпускника аспирантуры:

Выпускники аспирантуры являются научными кадрами высшей квалификации, способными самостоятельно ставить и решать научные и производственные проблемы, а также проблемы образования в различных областях математики, механики и физики. Специалист высшей научной квалификации подготовлен к участию в профессиональной организационной, научно-технической, аналитической, научно-исследовательской деятельности в сфере народного хозяйства на любых должностях, предполагающих в соответствии с требованиями квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного постановлением Минтруда России, наличие высшего профессионального образования. Выпускники аспирантуры могут занимать руководящие должности (при наличии необходимого стажа и опыта организационной работы) и должности в высших учебных заведениях, академических и ведомственных научно-исследовательских организациях, частных и государственных компаниях, учреждениях системы среднего профессионального и школьного образования.

При условии освоения образовательно-профессиональной программы педагогического профиля и присвоения соответствующей дополнительной квалификации выпускнику аспирантуры может устанавливаться более высокий разряд ЕТС.

1.4. Прием в аспирантуру осуществляется образовательным учреждением на основании лицензии на право реализации основных образовательных программ послевузовского профессионального образования, предоставляемой при наличии положительного заключения Учебно-методического объединения университетов России.

Научные специальности, по которым в соответствии с Номенклатурой специальностей научных работников (приложение N1 к приказу Минпромнауки России от 31.01.2001 N47) осуществляется прием в аспирантуру по отрасли Физико-математические науки, приведены в приложении.

1.5. В период действия утвержденных ГОС ППО перечень специальностей научных работников по п.1.4, относящихся к отрасли физико-математических наук, а также перечень магистерских программ и перечень специальностей ВПО, соответствующих определенной научной специальности, могут быть дополнены в соответствии с изменениями, вносимыми в Номенклатуру специальностей научных работников Минпромнауки России, а также в Перечень направлений и специальностей ВПО.

 

2.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ПОСТУПАЮЩИХ В АСПИРАНТУРУ И УСЛОВИЯ КОНКУРСНОГО ОТБОРА

2.1. Лица, поступающие в аспирантуру по отрасли Физико-математические науки, должны иметь высшее профессиональное образование.

2.2. Прием в аспирантуру осуществляется по результатам сдачи вступительных экзаменов на конкурсной основе.

Преимущественным правом при зачислении пользуются лица, имеющие достижения в научно-исследовательской деятельности по отрасли Физико-математические науки, отраженные в научных публикациях, а также рекомендации организаций, в которых проводились научные исследования.

2.3. Условия конкурсного отбора определяются образовательным учреждением на основе государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлениям и специальностям высшего профессионального образования, соответствующим избранной научной специальности, и примерных программ вступительных экзаменов в аспирантуру.

2.4. Поступающие в аспирантуру сдают конкурсные экзамены по специальности, философии и одному из иностранных языков (по усмотрению образовательного учреждения) в объеме действующих государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования из числа указанных в п. 1.4 для избранной научной специальности.

2.5. Примерные программы вступительных экзаменов в аспирантуру разрабатываются учебно-методическими объединениями высших учебных заведений (УМО) физико-математического профиля с привлечением представителей научно-методических и головных советов на основе программ ВПО в объеме подготовки специалистов и магистров физико-математического профиля и утверждаются Минобразованием России.

3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА ПО ОТРАСЛИ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ

3.1. Основная образовательная программа подготовки аспиранта включает: ГОС ППО по отрасли наук, примерный учебный план подготовки аспиранта, примерные программы по дисциплинам, включенным в состав государственной аттестации аспирантов, разрабатываемым на основе паспортов научных специальностей Научно-методическими советами физико-математического профиля, и утверждается Минобразованием России.

3.2. В основной образовательной программе подготовки аспиранта должны предусматриваться следующие компоненты:

цикл ОПД.АФ.00 - образовательно-профессиональные дисциплины
ПП.А.00 - педагогическая практика;
цикл ФД.А.00 - факультативные дисциплины;
НИР.А.00 - научная (научно-исследовательская и (или) научно-педагогическая работа аспиранта;
ИГА.А - итоговая государственная аттестация аспиранта;
ЗД.А.00 - защита диссертации на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук.

 

4. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА ПО ОТРАСЛИ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ

Индекс

Наименование дисциплины

Объем в часах

ОПД.АФ.00

Образовательно-профессиональные дисциплины подготовки аспиранта

480

ОПД.АФ.01

Иностранный язык*

100

ОПД.АФ.02

Философия

100

ОПД.АФ.03

Специальные дисциплины отрасли наук и научной специальности, в том числе дисциплины по выбору аспиранта

280

ПП.А.00

Педагогическая практика

100

ФД.А.00

Факультативные дисциплины

500

Итого времени на освоение образовательной компоненты программы:

1080 часов
(20 недель)

НИР.А.00

Научно-исследовательская работа, включая научно-исследовательскую стажировку и выполнение кандидатской диссертации

110 недель

ИГА.А.00

Итоговая государственная аттестация**  

ИГА.А.01

Кандидатский экзамен по иностранному языку*  

ИГА.А.02

Кандидатский экзамен по философии  

ИГА.А.03

Кандидатский экзамен по специальным дисциплинам  

ЗД.А.00

Подготовка к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук

10 недель

 

Итого времени на научно-исследовательскую работу, подготовку и защиту диссертации:

120 недель
(6480 час.)

Примечание:

*/ В случае, если аспирант имеет дополнительную квалификацию "Переводчик в сфере профессиональной коммуникации", удостоверенную документом государственного образца, то результаты итоговой аттестации по этой профессиональной образовательной программе на основании решения экзаменационной комиссии могут быть зачтены в качестве кандидатского экзамена по иностранному языку.

**/ Часы на подготовку и проведение экзаменов итоговой государственной аттестации - кандидатских экзаменов (ИГА.А.01-ИГА.А.03) включены в общую трудоемкость изучаемых дисциплин.

5. СРОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА ПО ОТРАСЛИ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ

5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки аспиранта при очной форме обучения 156 недель, в том числе:

образовательная программа подготовки - 20 недель (1080 часов);

программа научно-исследовательской подготовки,
включая выполнение и защиту диссертации - 120 недель (6480 часов);

каникулы - 16 недель.

5.2. Лицам, окончившим аспирантуру, предоставляется оплачиваемый месячный отпуск в случае полного выполнения ими индивидуального плана работы аспиранта.

6. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА ПО ОТРАСЛИ
ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ

6.1. Требования к разработке индивидуального плана работы аспиранта

6.1.1. Обучение в аспирантуре осуществляется в соответствии с индивидуальным планом работы аспиранта, разработанным на базе основной образовательной программы по отрасли Физико-математические науки научным руководителем совместно с аспирантом. В индивидуальном плане работы аспиранта должны предусматриваться: сдача кандидатских экзаменов в течение первых двух лет обучения (по усмотрению образовательного учреждения сдача кандидатских экзаменов может проводиться в несколько этапов); ежегодные отчеты о проделанной научно-исследовательской работе; подготовку квалификационной работы с указанием сроков завершения работы над диссертацией, включая проведение предварительной защиты диссертации на кафедре (в отделе).

6.1.2. Индивидуальный план работы аспиранта и тема диссертационной работы утверждаются Ученым советом образовательного учреждения, реализующего подготовку аспирантов, по представлению кафедр (отделов) в сроки, определяемые этим образовательным учреждением.

6.1.3. Рабочие программы учебных дисциплин федерального компонента ГОС ППО формируются образовательными учреждениями, ведущими подготовку аспирантов, на основе утвержденных Минобразованием России примерных программ дисциплин (ОПД.АФ.01 - ОПД.АФ.03).

6.1.5. Программа научно-педагогической практики аспирантов разрабатывается образовательными учреждениями, ведущими подготовку аспирантов.

6.1.5. Научно-исследовательская компонента подготовки аспирантов реализуется через авторские программы научных руководителей на основании индивидуальных планов работы аспирантов.

6.1.6. Факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом образовательного учреждения, не являются обязательными для изучения аспирантом. Время, выделенное на изучение факультативных дисциплин, по согласованию с научным руководителем может быть использовано аспирантом для научно-исследовательской работы.

6.1.7. При реализации рабочей образовательной программы подготовки аспирантов (адъюнктов) образовательному учреждению предоставляется право вести преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, учитывающим результаты исследований региональных научных школ при условии соблюдения ГОС ППО по соответствующей отрасли наук.

6.1.8. При разработке и реализации образовательной программы подготовки аспирантов образовательное учреждение, реализующее эту подготовку, обязано:

учитывать, что максимальный объем нагрузки аспиранта очной формы обучения устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы;
обеспечить аспирантам очной формы обучения возможность занятий физической культурой в счет часов, выделенных на освоение факультативных дисциплин;
обеспечить аспирантам возможность освоения на факультативной основе квалификации "Преподаватель высшей школы" за счет часов, выделенных на факультативные дисциплины.

6.2. Требования к условиям реализации образовательной программы подготовки аспиранта, в том числе дополнительной профессиональной образовательной программы педагогического профиля

6.2.1. Требования к кадровому обеспечению:

Право научного руководства подготовкой аспирантов имеют доктора наук. В отдельных случаях право на руководство подготовкой аспирантов предоставляется кандидатам наук на основании решения ученого совета организации (ее подразделения).
Подготовка аспирантов по иностранному языку и философии должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими квалификацию, соответствующую профилю преподаваемой дисциплины.

6.2.2. Требования к учебно-методическому обеспечению:

Образовательное учреждение должно иметь лабораторно-практическую и информационную базу, необходимую для освоения образовательных дисциплин и проведения научных исследований. Образовательное учреждение должно располагать основными реферативными и научными журналами, а также научной литературой по физико-математическим наукам. Аспиранту должен быть предоставлен свободный доступ к библиотечным фондам, информационным базам и сетевым источникам информации по всем аспектам его научной деятельности, а также к наглядным пособиям, мультимедийным, аудио-, видеоматериалам, учебным и научным материалам и программам.

6.2.3. Требования к материально-техническому обеспечению учебного и научного процессов:

Образовательное учреждение, реализующее программу послевузовского профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, а также научно-исследовательской работы аспирантов, предусмотренных их индивидуальными планами.

7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, УСПЕШНО ЗАВЕРШИВШИХ ОБУЧЕНИЕ В АСПИРАНТУРЕ ПО ОТРАСЛИ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ

7.1. Требования к знаниям и навыкам выпускника аспирантуры

7.1.1.Требования к знаниям и навыкам выпускника аспирантуры складываются из:

- общих требований к выпускнику аспирантуры;
- требований по иностранному языку и философии;
- требований к профессиональной подготовке;
- требований к навыкам проведения самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности.

7.1.2. Общие требования к выпускнику аспирантуры:

Выпускник аспирантуры должен быть широко эрудирован, иметь фундаментальную научную подготовку, владеть современными информационными технологиями, включая методы получения, обработки и хранения научной информации, уметь организовать и вести научно-исследовательскую деятельность по избранной научной специальности.

7.1.3.Требования к выпускнику аспирантуры по профессиональной подготовке (специальным дисциплинам), иностранному языку и философии определяются программами кандидатских экзаменов по соответствующим дисциплинам и требованиями к квалификационной работе (диссертации на соискание ученой степени кандидата наук)

7.1.4.Требования по научно-исследовательской части программы подготовки аспиранта по отрасли Физико-математические науки:

научно-исследовательская часть программы должна:
соответствовать основной проблематике научной специальности, по которой защищается кандидатская диссертация:
обладать актуальностью, научной новизной, практической значимостью;
использовать современные теоретические, методические и технологические достижения отечественной и зарубежной науки и практики;
использовать современную методику научных исследований;
использовать современные методы обработки и интерпретации исходных данных с применением компьютерных технологий;
содержать теоретические, методические, практические разделы, согласованные с научными положениями, защищаемыми в кандидатской диссертации.

7.2. Требования к итоговой государственной аттестации аспиранта

7.2.1. Итоговая государственная аттестация аспиранта включает кандидатские экзамены и защиту выпускной квалификационной работы (диссертации на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук, далее - кандидатская диссертация) и.

7.2.2. Перечень обязательных кандидатских экзаменов:

Иностранный язык;
Философия;
Экзамен по специальным дисциплинам физико-математического профиля.

Перечень обязательных кандидатских экзаменов и порядок их проведения устанавливаются Положением о подготовке научно-педагогических кадров.

Образовательное учреждение, ведущее подготовку аспирантов, вправе включать в кандидатский экзамен по научной специальности дополнительные разделы, обусловленные спецификой научной специальности и (или) характером подготовки аспиранта.

Для лиц, не имеющих высшего профессионального образования физико-математического профиля, предусматривается сдача дополнительных разделов в составе экзамена по базовой дисциплине, соответствующей избранной научной специальности по отрасли Физико-математические науки.

7.2.3. Программы кандидатских экзаменов по всем специальностям научных работников, относящихся к отрасли Физико-математические науки (приложение) разрабатываются на основе паспортов научных специальностей экспертными советами Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации (ВАК России) с привлечением представителей учебно-методических объединений, научно-методических и головных советов и утверждаются Минобразованием России.

7.2.4. Требования к квалификационной работе (кандидатской диссертации) и порядок ее защиты определяются Положением о порядке присуждения ученых степеней и ученых званий, разрабатываемым ВАК России и утверждаемым Правительством Российской Федерации.

8. ДОКУМЕНТЫ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ ОСВОЕНИЕ
ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТОВ

8.1. Лицам, полностью выполнившим индивидуальный план работы аспиранта и успешно защитившим квалификационную работу (диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук), выдается диплом кандидата наук, удостоверяющий присуждение искомой ученой степени.

8.2. Лицам, полностью выполнившим индивидуальный план работы аспиранта, выдается удостоверение, которое является государственным документом о послевузовском профессиональном образовании.

8.3. Лицам, полностью выполнившим индивидуальный план работы аспиранта и успешно освоившим дополнительную профессиональную образовательную программу для присвоения квалификации "Преподаватель высшей школы", выдается соответствующий документ государственного образца.

Составители:

Учебно-методическое объединение университетов России
Председатель В.А.Садовничий
Отделение математики и механики
Председатель О.Б.Лупанов
Отделение вычислительной математики и кибернетики
Председатель Е.И.Моисеев
Отделение физики
Председатель В.И.Трухин
Председатель рабочей группы И.М.Лаврентьев