В связи с реорганизацией Министерством образования и науки Российской Федерации Учебно-методических объединений по классическому университетскому образованию в системе высшего образования созданы Федеральные учебно-методические  объединения (ФУМО) по областям образования.

В область образования «Математические и естественные науки» входит, как одно из шести отделений - ФУМО по  укрупненной группе специальностей и направлений подготовки (УГСН) - «Физика и астрономия», которое курирует три направления подготовки:  «Прикладные математика и физика», «Физика», «Радиофизика», и одну специальность – «Астрономия».

Всего было создано 57 ФУМО по различным укрупненным группам специальностей и направлений подготовки (УГСН) см. дополнительные детали в pdf-файле здесь.  

Председателем ФУМО по УГСН 03.00.00 «Физика и астрономия» приказом по Минобрнауки от 27 октября 2015 г. утвержден заведующий кафедрой медицинской физики физического факультета МГУ, председатель РФФИ, профессор, академик РАН Владислав Яковлевич Панченко. 

Приказом по Минобрнауке от 19 августа 2016 г. утверждено Положение о ФУМО по УГСН «Физика и астрономия» см. текст положения с приказом МОН №1076 здесь.

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о федеральном учебно-методическом объединении в системе высшего образования
по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки

03.00.00 Физика и астрономия

 

                                    I.     Общие положения

 

1.   Настоящее положение о федеральном учебно-методическом объединении в системе высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки 03.00.00 Физика и астрономия определяет порядок осуществления деятельности федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки 03.00.00 Физика и астрономия (далее соответственно - федеральное УМО, укрупненные группы).

2.   Федеральное УМО создано приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 987 «О создании федеральных учебно-методических объединений в системе высшего образования» с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 752, с целью участия педагогических, научных работников, представителей работодателей в разработке федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по специальностям и направлениям подготовки в рамках укрупненных групп (далее - федеральные государственные образовательные стандарты), примерных образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, входящим в укрупненные группы (далее - примерные программы), координации действий организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, входящим в укрупненные группы (далее - образовательные программы), в обеспечении качества и развития содержания высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, входящим в укрупненные группы. 

3.   В своей деятельности федеральное УМО руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства образования и науки Российской Федерации и настоящим положением.

II.       Организация деятельности федерального УМО и управление им

 

4.   Руководство деятельностью федерального УМО осуществляет председатель федерального УМО.

Председатель федерального УМО определен приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2015 г. № 1220 «О председателях федеральных учебно-методических объединений в системе высшего образования» с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 752.

5.    В состав федерального УМО на добровольных началах входят педагогические работники, научные работники и другие работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных организаций, действующих в системе образования, в том числе представители работодателей.

6.    Федеральным УМО при необходимости создаются научно-методические, экспертные и иные советы, секции, рабочие группы, отделения:

по уровням высшего образования;

по направленностям (профилям) образовательных программ;

по специальностям и направлениям подготовки, входящим в укрупненные группы;

по обеспечению деятельности федерального УМО в отдельных субъектах Российской Федерации.

Федеральное УМО создает специализированный совет по образовательным программам, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения, в случае, если укрупненные группы специальностей и направлений подготовки содержат специальности или направления подготовки высшего образования, реализующиеся по образовательным программам высшего образования, содержащим сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения.

Федеральное УМО для решения текущих организационных вопросов может создавать президиум, секретариат или бюро, порядок формирования и полномочия которых определяются федеральным УМО самостоятельно.

7.    Председатель федерального УМО формирует и утверждает его состав, осуществляет общее руководство деятельностью федерального УМО и представляет его по вопросам, относящимся к сфере деятельности федерального УМО.

Председатель федерального УМО может иметь заместителя (заместителей).

Председатель федерального УМО при необходимости может обращаться в организации по вопросам обеспечения деятельности федерального УМО.

8.           В случаях добровольного сложения полномочий председателем

федерального УМО, невозможности осуществлять полномочия председателя федерального УМО в связи с нетрудоспособностью, а также утраты доверия к председателю федерального УМО в установленном Типовым положением об учебно-методических объединениях в системе высшего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 мая 2015 г. № 505 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 июня 2015 г., регистрационный № 37604), с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2016 г. № 578 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 мая 2016 г., регистрационный № 42361), порядке определяется вместо прежнего новый председатель федерального УМО.

9.       Федеральное УМО принимает решения на своих заседаниях, которые проводятся не реже одного раза в шесть месяцев. Заседание федерального УМО правомочно, если в его работе участвуют более половины его членов. Решения принимаются простым большинством голосов членов федерального УМО, участвующих в заседании.

10.    В работе федерального УМО могут принимать участие приглашенные представители органов государственной власти, юридические и физические лица, а также иностранные юридические лица и иностранные граждане.

 

III.         Основные направления деятельности и права федерального УМО

 

11.     Федеральное УМО проводит конференции, семинары, совещания и иные мероприятия по вопросам совершенствования системы высшего образования, участвует в организации и проведении олимпиад и иных конкурсных мероприятий.

12.     Основными направлениями деятельности федерального УМО являются: подготовка предложений в Министерство образования и науки Российской Федерации по проектам федеральных государственных образовательных стандартов;

участие в разработке проектов федеральных государственных образовательных стандартов;

организация работы по актуализации федеральных государственных образовательных стандартов с учетом положений соответствующих

профессиональных стандартов;

осуществление методического сопровождения реализации федеральных государственных образовательных стандартов;

подготовка предложений по оптимизации перечня специальностей и направлений подготовки, входящих в укрупненные группы;

организация разработки и проведения экспертизы проектов примерных программ;

обеспечение научно-методического и учебно-методического сопровождения разработки и реализации образовательных программ;

проведение мониторинга реализации федеральных государственных образовательных стандартов по результатам государственной аккредитации образовательной деятельности, государственного контроля (надзора) в сфере образования;

участие в разработке и (или) экспертизе фонда оценочных средств для промежуточной аттестации обучающихся и для итоговой (государственной итоговой) аттестации;

участие в экспертизе содержания и фондов оценочных средств открытых онлайн-курсов и формирование рекомендаций по их использованию при реализации образовательных программ;

участие в независимой оценке качества образования, общественной и профессионально-общественной аккредитации;

участие в разработке программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки;

участие в разработке профессиональных стандартов.

Федеральное УМО может осуществлять деятельность по иным направлениям в соответствии с целями его создания.

13.     Федеральное УМО имеет право в соответствии с законодательством Российской Федерации:

распространять информацию о своей деятельности;

вносить в органы государственной власти предложения по вопросам государственной политики и нормативного правового регулирования в сфере образования, содержания образования, кадрового, учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности;

участвовать в выработке решений органов государственной власти по вопросам функционирования системы высшего образования;

участвовать в подготовке проектов нормативных правовых актов и иных документов по вопросам высшего образования;

оказывать информационные, консультационные и экспертные услуги в сфере своей деятельности.

14.    Федеральное УМО направляет ежегодно, не позднее 1 марта, отчет о своей деятельности за предшествующий календарный год в Министерство образования и науки Российской Федерации и координационный совет по области образования «Математические и естественные науки», а также направляет иную информацию о своей деятельности по запросу указанного координационного совета или Министерства образования и науки Российской Федерации.