Решение УМО "Физика"
по лицензированию
18-19 мая (г.Нижний-Новгород)

 

I. Открыть подготовку специалистов в ГУ по специальностям:

1.

Томский государственный университет Прокопьевский филиал

-открыть подготовку по специальности 010400-физика , квалификация физик

Эксперт -УрГУ (положит. решение) Рассмотрено на Совете ректоров (май 1999г.).

     

2.

Ульяновский государственный университет

-открыть подготовку по специальности 071500-Радиофизика и электроника , квалификация радиофизик

Эксперт-Саратовский ГУ В случае положительного решения экспертов рассмотреть на Совете ректоров (сентябрь-октябрь 1999г.).

3.

Череповецкий государственный университет

-открыть подготовку по специальности 010400-физика , квалификация физик

Эксперт-Ярославский ГУ В случае положительного решения экспертов рассмотреть на Совете ректоров (сентябрь-октябрь 1999г.).

II. Открыть новые специализации:

1.

Тюменьский государственный университет

"Цифровые телекоммуникационные системы"

в рамках специальности 010400-физика, квалификация физик

2.

Томский государственный университет

"Преподавание физики в вузе"

в рамках специальности 010400-физика, квалификация физик

 

III. Выдать заключение УМО на получение рекомендательного грифа "Учебное пособие":

1.

Петрозаводский государственный университет

- для получения грифа УМО на книгу "Рентгенография кристаллов" авторов Л.А.Алешиной и О.Н.Шиврина

2.

Ульяновский государственный университет

- для получения грифа Министерства на уч.-методическое пособие "Ядерная физика твердого тела" авторов Е.Г.Калашников и Э.Т.Шипатов ( 2-ое издание)

3.

Тверской государственный университет

- для получения грифа УМО на уч.-методическое пособие "Физика диэлектриков. "-курс лекций автора В.В.Иванова

4.

Новосибирский государственный университет

- для получения грифа Министерства на уч.-методическое пособие "Электродинамика СВЧ" -курс лекций автора М.М.Карлинера

5.

Новосибирский государственный университет

- для получения грифа УМО на уч.-методическое пособие "Описание лабораторных работ по физике.Измерительный практикум." под редакцией А.В.Багинского

6.

Кабардино-Балкарский государственный университет

- для получения грифа УМО на уч.-методическое пособие "Перспективные технологии XXI." под редакцией проф.Ю.П..Хапачева

7.

Уральский государственный университет

- для получения грифа УМО на уч.-методическое пособие "Основы электродинамики материальных сред в переменных и неоднородных полях"- авторы Е.А.Туров, Е.А.Памятных

8.

Волгоградский государственный университет

- для получения грифа Министерства на уч.-методическое пособие "Основы современного естествознания"- авторы А.И.Иванов, С.Б.Токарева, А.В.Хоперсков

9.

Северо-Осетинский государственный университет

- для утверждения учебных планов по специальностям:

  1. Специальность "Физика" с дополнительной специализацией по иностранному языку.
  2. Специальность "Физика", специализация физика полупроводников и диэлектриков.
  3. Специальность "Физика", специализация медицинская физика.

 

Председатель НМС по физике УМО
университетов России,
декан физического факультета МГУ,
профессор

В.И.Трухин

Решение УМО "Физика"

(18-19 мая 1999 г., г. Нижний-Новгород)

  1. Об аспирантуре.

В последнее время в классических университетах Российской Федерации сосуществуют две системы высшего образования. Первая - традиционная с пятилетним (или 5,5-летним) сроком обучения и получением диплома специалиста, вторая - двухуровневая с получением диплома бакалавра после 4-х лет обучения и с получением диплома магистра после 6-ти лет обучения. В этой связи возникает вопрос об аспирантуре. Считаем, что диплом бакалавра хотя и дает высшее образование выпускнику университета, но его уровень не дает права поступления в аспирантуру. УМО "Физика" рекомендует: внести поправку в закон об образовании, в которой бы разрешалось поступление в аспирантуру лицам, имеющим дипломы специалиста или магистра.

В связи с появляющимися дискуссиями о сроках обучения в аспирантуре, считаем также важным сохранить на данном этапе срок обучения в аспирантуре для специалистов и магистров на уровне 3-х лет. Опыт работы аспирантуры показывает, что за три года подготавливают кандидатские диссертации лишь единицы, поэтому УМО "Физика" считает: сохранение срока обучения в аспирантуре на уровне 3-х лет для магистров целесообразно.

Следует пересмотреть также дату приема выпускников в аспирантуру. Сейчас зачисление в аспирантуру происходит в ноябре. Выпуск же специалистов и магистров происходит в июле. Разрыв между окончанием университета и зачислением в аспирантуру таким образом составляет 4 месяца. Предлагаем: сдвинуть зачисление в аспирантуру на сентябрь месяц.

  1. О преподавании курса "Концепция современного естествознания".

Курс "Концепция современного естествознания" для гуманитарных специальностей включает разделы физика, химия, биология, экология, но не представляет собой механическое соединение традиционных наук. Его задача - формирование мировоззрения слушателей, создание целостной естественнонаучной картины мира, демонстрирующей универсальность небольшого количества фундаментальных законов и понятий. Именно к ним сводятся частные закономерности различных дисциплин. Поэтому физическая картина мира является  основой других естественнонаучных дисциплин, а физический подход к природе и технике - наиболее фундаментальный, универсальный и конструктивный. Последние достижения физики нелинейных и сильнонеравновесных систем создали основу нового направления в изучении сложных систем, независимо от их природы, - синэргетики. Именно здесь следует ожидать наиболее глубокого понимания закономерностей биологического уровня организации материи, принципов воспроизводства и развития живых систем, человека, общества. Следовательно, в курсе "Концепция современного естествознания" лидирующие позиции должен занимать раздел физики, а ее представления о законах природы должны быть основой других разделов.

Учитывая все изложенное, УМО "Физика" считает целесообразным: преподавание курса "Концепция современного естествознания" осуществлять главным образом силами преподавателей физических кафедр.

Поручает УМО "Физика" Университетов России: рассматривать методические
вопросы преподавания курса " Концепция современного естествознания ".

  1. О расчете штатов преподаватель-студент по направлениям "Физика" и "Радиофизика" и физическим специальностям.

Вызывает обеспокоенность снижение уровня преподавания естественнонаучных дисциплин в классических университетах, связанное с кадровой политикой вузов по исчислению численности профессорско-преподавательского состава (по отношению студент/преподаватель). Решили: обратиться с письмом к министру общего и профессионального образования Российской Федерации В.М.Филиппову. (Письмо прилагается. )

  1. Об эффективности взаимодействия классических университетов с академическими институтами РАН в рамках программы "Интеграция".

После заслушивания выступления деканов физического и радиофизического факультетов Нижегородского госуниверситета о работе трех учебно-научных центров физического профиля ННГУ ("Фундаментальная радиофизика", "Физика и химия твердого тела", "Высшая школа общей и прикладной физики"), ознакомления с экспериментальным оборудованием, постановкой лабораторных работ как в университете, так и в академических институтах РАН, была отмечена эффективность работы указанных учебно-научных центров, способствующих сохранению экспериментальной базы физических факультетов, расширению спектра специализаций, стимулированию научно-исследовательской работы преподавателей вузов. Решено: обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением о продолжении программы "Интеграция" после ее планируемого завершения в 2000 году.

5 .О создании нового стандарта по специальности "Информационные системы в физике и радиофизике".

Заслушав доклад зав. кафедрой "Информационные технологии в физических исследованиях" В.Р.Фидельмана и зам. декана радиофизического факультета Роткова Л.Ю. об открытом два года назад обучении студентов по новой специальности "Информационные системы в физике" и "Информационные системы в радиофизике и телекоммуникациях" на физическом и радиофизическом факультетах Нижегородского университета, решили: создать рабочую группу при УМО "Физика" в составе Московского, Уральского и Нижегородского университетов, поручив деканам физических факультетов указанных университетов разработку проекта стандарта по специальности 071900 "Информационные системы в физике и радиофизике".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Письмо в Минобразования.

В соответствии с приказом Минобразования от 14.10.97 ? 2003 и Постановлением Правительства РФ от 22.11.97 ? 1473 запрещено получение высшего образования в форме экстерната по 50 направлениям подготовки и более чем 300 специальностям. В том числе и экстернат, и заочная форма обучения запрещены только по 8 направлениям и около 90 специальностям.

Таким образом, государственными актами подтверждена особая значимость этих направлений и специальностей для развития страны, сложность обучения по ним, необходимость приобретения практических навыков, доступных только в стенах вуза. Это дает аргумент в пользу того, чтобы вузы (факультеты), осуществляющие подготовку по указанным 8 направлениям и примерно 90 специальностям, имели сниженное, по отношению к среднему по высшей школе, соотношение студент/преподаватель.

К указанной группе относятся, в частности, направления и специальности физического профиля: направления 510400 "Физика, 511500 "Радиофизика", специальности 010400 "Физика", 071500 "Радиофизика и электроника". Естественные факультеты не могут развивать дающие дополнительное внебюджетное финансирование экстернат, заочное образование, дистанционное образование и т.п.

В тяжелейших условиях падения в предшествующие годы престижа естественнонаучного образования нам удалось не только сохранить его традиционно высокий для России уровень, но и развить новые формы обучения, современные специализации. Несмотря на отсутствие бюджетного финансирования, силами преподавателей сохраняется эспериментальная база подготовки специалистов.

Это дает основания утверждать, что естественные факультеты объективно заслуживают особого отношения при исчислении штатной численности.

К сожалению, далеко не все ректора имеют возможность в рамках выделенных конкретным вузам штатов принять такое решение.

Просим Вас рассмотреть вопрос о возможности учета (обязательного или рекомендательного) указанных моментов при расчете штатной численности классических университетов, ведущих подготовку специалистов по указанным направлениям и специальностям.

Деканы физических факультетов классических университетов